Один класс. Одно небо.

Гул авиационного мотора, инверсионный след в синеве неба, парящие в нем птицы... Все это вызывало, вызывает, и, смеем надеяться, будет вызывать восторг и восхищение у мальчишек. Случается, что у кого-то из них пробудившееся мимолетное юношеское романтическое чувство затем перерастает в глубокую любовь к авиации. Но вот чтобы сразу семеро юношей-выпускников одной школы (более того, шестеро из них - из одного класса) связали свою судьбу с пятым океаном, согласитесь - такое встречается не часто.

Экипаж Запорожской городской организации

 

Одноклассники.ua

 

У нас как: где поселковый или сельский совет, а рядом почта и школа - там и центр населенного пункта. В Малокатериновке, расположенной неподалеку от Запорожья, центральную площадь украшает еще и Мемориал, посвященный семи авиаторам. Познакомимся кратко с каждым из них.

Самый старший летчик-истребитель Михаил Мирошниченко (родился в марте 1919 года) прожил до обидного мало. Погиб в 1942 году, прикрывая "дорогу жизни", проложенную по Ладожскому озеру в осажденный фашистами Ленинград.

Летчик-штурмовик Вениамин Бражник. Заметим, этот вид авиации понес самый тяжелые потери. Но он уцелел, летал и после войны. Погиб в 1949 году за месяц до своего 27-летия - подвели метеоусловия. Как видим - все мы под Богом ходим, и следующая судьба яркий тому пример.

Гвардии майор, Герой Советского Союза Михаил Коса. Высокому званию предшествовали три ордена Боевого Красного Знамени и орден Отечественной войны 1 ст. Первая награда в 21(!) год, Звезда Героя - в 25(!). А в 28 лет - приговор военной коллегии Верховного суда - высшая мера наказания. Реабилитирован посмертно.

Не просто сложилась жизнь Николая Савченко. Окончив в 1943 году Качинскую школу пилотов, участвовал во многих воздушных боях. Однажды был сбит. Получил сильные ожоги и травмы. Чудом выжил. Оправившись, встал в строй. Но раны не позволили полноценно участвовать в тяжелой боевой работе, и в 1945 году его с летной службы, как говорят, списали. Беда подстерегла на земле - в августе 1979 года погиб в автомобильной катастрофе.

Алексей Куркула благополучно прошел две войны. После окончания Великой Отечественной повоевал еще и с японцами. Служил в Первой воздушной армии, механик по обслуживанию летательных аппаратов. Медали "За боевые заслуги", "За победу над Германией" и "За победу над Японией" - итоги его ратного труда. Отслужив, вернулся в родные места. Умер в 1986 году.

Петр Прочан воевал на Северном фронте. На счету старшего летчика пять сбитых самолетов противника. Среди наград ордена Отечественной войны обеих ступеней, более 30 медалей. Майор в отставке умер в 1999 году и похоронен в Малокатериновке.

Самый долгий путь жизнь отмерила Александру Резнику. Служил в 16-й гвардейской воздушной армии. Был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны. Участник боев за Берлин.

После победы Александр Лукич еще более 40 лет работал в Аэрофлоте. Завершил трудовую деятельность в должности заместителя командира летного подразделения по летной подготовке Запорожского объединенного отряда гражданской авиации. Авторитет его был непререкаем - фраза "Лукич сказал!" прекращала любую дискуссию. Умер в 2010 году.

Экипаж Запорожской городской организации

 

Памятник воплощенной мечте о небе

 

Помимо статуса "одноклассники" большинство этих людей объединяла и учеба в Запорожском аэроклубе Общества содействия авиации и химическому строительству - ОСОАВИАХИМа, переименованного после войны в Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). Ныне эта организация имеет аббревиатуру ОСОУ - Общество содействия обороне Украины.

Здесь они познали азы летной науки, ощутили радость полета. Совершенствовали мастерство в Качинской школе пилотов, а Саша Резник - в Новосибирском училище ГА.

Как рассказал поселковый голова Семен Карабаджак, ему и его помощникам пришлось провести большую работу в военных архивах по уточнению биографических данных одноклассников.

На гранитной плите, символизирующей листок из школьной тетради, каллиграфическим почерком выведено: "Один класс. Одно небо". Лаконично, но, пожалуй, лучше не скажешь. Под крылом, идентичным тем, что несли фюзеляж самолета Ла-5 (моторы к нему изготавливал находившийся в эвакуации запорожский завод им. Баранова, ныне АО "Мотор Сич"), размещены портреты пилотов. Венчает композицию моторный отсек и трехлопастный пропеллер легендарного "Лавочкина", одного из самых массовых самолетов второй мировой войны.

На нем летал трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб и легендарный Алексей Маресьев. На "пятых" сражались французские летчики-добровольцы из эскадрильи, а позже полка "Нормандия-Неман".

Экипаж Запорожской городской организации

 

"Это нужно не мертвым, это нужно живым"

 

Расположен памятный знак авиаторам напротив обелиска "Скорбящая мать", установленного на братской могиле воинов Красной Армии, погибших при освобождении поселка от врага в октябре 1943 года.

Здесь же плиты с фамилиями жителей Малокатериновки, не вернувшихся с полей сражений второй мировой.

Рядом с мемориалами здание учебно-воспитательного комплекса "Мрія". В школе учатся 250 ребят. У этого учебного заведения, основанного еще в конце 19 века, славная история, написанная ее выпускниками. И нынешние ее ученики, надежда и будущее страны, конечно, должны знать факты недавнего прошлого, а уж тем более, происходивших на их родной земле. Чтобы затем через знания событий, связанных с их малой родиной, они познавали историю своего государства, помнили тех, кого называем емким словом патриот, смогли в случае необходимости сберечь целостность и независимость страны.

Именно, в первую очередь, для них организовывает поссовет и общественность акции, приуроченные к важным историческим датам.

Экипаж Запорожской городской организации

 

Побратимы

 

Мемориал летчикам открыли осенью прошлого года, накануне Дня освобождения населенного пункта от немецко-фашистских оккупантов. В числе участвовавших в торжественной церемонии был и военный авиатор, полковник в отставке Иван Иванович Стасюк, участник боевых действий, активист военно-патриотического воспитания молодежи, член городского совета ветеранов авиации.

Вполне логичным стало участие 30 апреля в нынешних торжествах, приуроченных к Дню Победы, и других офицеров, входящих в ветеранскую организацию авиаторов. Некоторые из них были лично знакомы с занесенными на гранитные плиты летчиками по военной службе или работе.

Это обязательство способствовало созданию особенной, душевной и теплой атмосферы, характерной для общения с людьми, лично сопричастными к написанию отдельных глав исторической биографии нашей Родины. Дети вместе с офицерами возложили цветы, сфотографировались.

Сохранению исторической памяти у подрастающего поколения способствовала и большая совместная литературно-музыкальная программа, прошедшая затем в клубе. Помимо местных талантов художественной самодеятельности, в нем принял участие вокальный ансамбль "Поющая эскадрилья", являющийся первичной организацией Орджоникидзевской РО ОСО Украины. Среди исполненных ими вокальных произведений была песня из киносериала "Истребители". Строфа: "Они ушли однажды в это небо. И небо их оставило себе", прозвучала как прощальный залп в память тех, кто не вернулся из последнего полета.

Проникновенные слова песенного текста и энергетика певцов не оставили равнодушных в зале. И не удивительно - исполнители пели, по сути, о себе самих. Костяк этого самобытного, не имеющего аналогов в Украине, музыкального коллектива составляют летчики, авиационные инженеры и техники базировавшегося в свое время на аэродроме "Мокрая" 738-го авиационного истребительного полка ПВО. Многие из них - участники боевых действий за пределами нашей страны.

Вел тематическую встречу председатель Запорожской городской организации ОСО Украины, полковник в отставке Геннадий Чернов.