Get Adobe Flash player

Спорт

Ещё 20-25 лет назад Запорожье называли "Столицей багги в СССР" и это соответствовало действительности:

  • в городе действовало десять автоклубов, ещё четыре в области;
  • более 20 автомобилей багги из Запорожья принимало участие в соревнованиях Чемпионатов УССР, СССР, международных;
  • Запорожские баггисты успешно выступали против (всех вместе взятых) команд из Прибалтики, Москвы, других республик, команд автозаводов ВАЗ, КамАЗ. Более половины (из 20) мастеров спорта СССР по автокроссу было из Запорожья;
  • среди Запорожцев первый Чемпион СССР на багги-Носенко Николай;
  • единственный в СССР четырёхкратный Чемпион СССР – Лось Александр;
  • первый в СССР победитель международного автокросса – Цевелев Александр;
  • в Запорожье разрабатывались и серийно изготовлялись несколько моделей багги (среди серийных – они были признаны лучшими в СССР и добились множества побед).
  • на одной из лучших в стране, трасс автокросса, с 1978 года проводились Всесоюзные соревнования, Чемпионаты УССР и СССР по автокроссу, которые собирали десятки тысяч зрителей из Запорожья и других регионов.

После начала перестройки, в том числе и перестройки экономических отношений, развитие автокросса в стране пошло на спад, многие автоклубы и трассы закрылись, проведение соревнований в Запорожье прекратилось.

Однако, прогресс остановить невозможно, появились новые автоклубы, новые организаторы соревнований, уровень соревнований Чемпионата Украины сейчас уже превосходит уровень Чемпионатов СССР. Появилась новая автокроссовая трасса и в Запорожье ("Космическая") на Космическом микрорайоне за областной больницей, что даёт возможность проведения соревнований по автокроссу более высокого ранга и в нашем городе.

И эти соревнования уже состоялись 29-30 октября 2010 года в Запорожье.

bwd  Лист 1/4  fwd

История багги в Запорожской области.

Первые багги (buggy - в переводе с английского: кабриолет, открытый автомобиль, тележка) появились в конце 50-х годов XX века в Калифорнии (США). Американская молодежь снимала со старых автомобилей все лишнее – двери, стекла, крышки багажников, задние сиденья – раскрашивала «остатки кузова» в яркие цвета, и в таком виде устраивались гонки по песчаным пляжам и дюнам. Новинка многим пришлась по вкусу, и стихийные соревнования превратились в регулярные соревнования или коммерческие мероприятия. Популярность багги росла и вскоре перешагнула границы Штатов – машины этого типа в конце 60-х перебрались в Европу. Первые серийные багги появились в 1964 году тоже в Америке, затем множество моделей было разработано и в Европе, в основном двухместных, туристических.

Официально первый советский багги (на базе упрощенного ГАЗ-69) был построен в 1972 году в лаборатории скоростных автомобилей Московского автодорожного института. Почти одновременно багги стали появляться в Ленинграде, Риге, Таллине и, конечно же, в Запорожье. В конце 70-х годов багги стали делать и в Тольятти, еще позже на КАМАЗе. Базой создания и развития багги-клубов были автозаводы, крупные АТП, СТО автомобилей, технические вузы и ДОСААФ. Изначально багги изготавливались из «подручных» шасси – путем переделки и упрощения кузовов «газиков», «запорожцев», «москвичей», но эти конструкции быстро «вымерли». Надо отдать должное запорожским умельцам, они сразу начали строить одноместные гоночные машины – «формулы для грязи».

В конструктировании багги наметилось два ярко выраженных направления компоновки автомобиля – «заднемоторное» и «среднемоторное». Первое связано с традициями чемпионата Европы, где преобладают трассы «моторного» типа, и на длинных прямых участках необходимо загрузить задние ведущие колеса, на «плохое поведение» этих машин на поворотах не обращали внимания – поворотов было мало. Второе направление – «среднемоторное» обеспечивало меньший вес автомобиля, чем у «заднемоторного» и, самое главное, у «среднемоторников» был меньше момент инерции вокруг «вертикальной оси», что позволяло легче и быстрее проходить повороты. Кстати, современные спортивные автомобили, «Суперкары» и Формулы-1 делают по этой схеме.

У полноприводных багги расположение двигателя вообще не имеет принципиального значения - вся мощность двигателя реализуется на четырех колесах. Кстати, первый в Украине полноприводный багги был изготовлен в Запорожье, в автоклубе «Космос». Вопрос о том, какая из конструкций дает большее преимущество в гонке, остается открытым до сих пор… К слову, в Запорожье производили «среднемоторные» и «заднемоторные» багги, первые хорошо выступали на наших первых «разбитых» кроссовых трассах, вторые – успешно на этапах Европейских соревнований. Выпускались в Запорожье и полноприводные багги обеих компоновок.

В Запорожье множество багги изготовлялись в первичных организациях ДОСААФ, но у нас были и серийные разработки: багги «Старт-90» производства автоклуба «Космос» была признана лучшей в СССР серийной моделью; багги производства ЗЗСА («Запорожского завода спортивных автомобилей») выступали на Европейских трассах; багги «АБ-82» разработки АвтоЗАЗа (главный конструктор багги Александр Цевелев), была принята в серийное производство на Абовянском заводе ДОСААФ. Было изготовлено около трехсот таких машин, которые попали в клубы ДОСААФ от Прибалтики до Средней Азии. Именно Добровольное Общество Содействия Армии, Авиации и Флоту спонсировало (говоря современным языком) и финансировало развитие багги-спорта в СССР.

Одна из лучших в Союзе трасс автокросса находилась в Запорожье на Верхней Хортице. С 1979 года там регулярно проводились чемпионатыУССР и СССР и наши автогонки собирали тысячи поклонников этого вида спорта.

В 80-е года популярность этого технического вида спорта достигла своего апогея, десятки энтузиастов увлеченно строили и совершенствовали багги, принимали участие в многочисленных соревнованиях по автокроссу. В Запорожье действовало 10 автоклубов и еще 4 функционировали в области. Практически все местные баггисты прошли школу ДОСААФ и состояли его активными членами. До начала 90-х годовнаш город гордо носил неофициональный титул «Столица багги в СССР». На слуху у всей спортивной общественности страны были имена наших земляков, таких, как: первый Чемпион СССР по автокроссу на багги Николай НОСЕНКО; первый в СССР победитель международного автокросса Александр ЦЕВЕЛЕВ; единственный четырехкратный чемпион Советского Союза Александр ЛОСЬ; мастера спорта международного класса, члены сборной команды СССР в 1985-1992 годах Виктор ЧЕБОТАРЕВ, Александр КРАСОТИН, легендарный Владимир СЕРДЮЧЕНКО и другие.

В истории остался рекорд запорожцев, который не суждено никому побить. Всего в Советском Союзе было 20 мастеров спорта по автокроссу, так вот – более половины из них – жители нашего славного казацкого края!

С началом перестройки и развала Советского Союза развитие автокросса пошло на спад, многие трассы и автоклубы не смогли выдержать новых финансовых и хозрасчетных отношений – их пришлось закрыть, проведение соревнований прекратилось.

Однако, уже в независимой Украине, Запорожье смогло сохранить свой «автокроссовый» потенциал, обновить автоклубы ОСОУ (ДОСААФ), заинтересовать машинами багги подрастающее поколение. В нашем городе появилась новая трасса «Космическая», что дает возможность проведения Чемпионатов Украины. Горожане также надеются, что уровень развития инфраструктуры и слава Запорожья, как «Столицы багги в СССР», позволит организовать в нашем славном городе на Днепре соревнования Высокого уровня.

На трофи-рейдах танки «отдыхают».

Запорожцы приняли участие в одном из труднейших и престижнейших соревнований года в Украине – 2-м этапе Чемпионата Украины по трофи-рейдам. Этот марафон представляет собой симбиоз авторалли, автокросса, спортивного ориентирования на местности с использованием спутниковой навигации и компьютеров. Трасса соревнований начиналась в Киеве и проходила по четырем областям Украины с финишем в г.Шацк ( почти у польской границы. Трасса – название условное, скорее это почти непроходимые болота и леса, случались и падения в овраги, а форсирование болот и водных преград глубиной до 1,5 метров с помощью лебедок – дело довольно частое.

Впервые в этом году в Чемпионате стартовала сборная команда Запорожской области «Запорожье-трофи» и выступление наших спортсменов на этом этапе оказалось успешным. Экипаж Косинова Дмитрия и Тарасюка Сергея на личном автомобиле «Митсубиси-Паджеро» заняли третье место в зачетной группе «ТР-1», в этой же группе четвертыми были Косинов Вадим и Павленко Дмитрий. Отличились и дебютанты Заверико Александр и Арутинов Михаил, они добрались до финиша и даже заняли 8-е место.

Запорожцы отличились и в других зачетных группах:

ATY – третье место у Поздняков Ивана и Владислава.

В группе «Туризм» - пятое место у Приходько Александра и Емец Татьяны.

Собрали всех вместе в команду «Запорожье-трофи» Запорожская областная организация ОСО Украины и Запорожский автомобильный клуб ФАУ.

Финансировали спортсменов Запорожская ОО ОСОУ, предприятие «Мида» и сами спортсмены, за что запорожцы им благодарны.

Известный слоган – «Танки грязи не боятся» можно дополнить – «Танки боятся болот». Наши участники ЧЕМПИОНАТА не боялись болот и вышли на третье место в общем зачете Чемпионата Украины.

Желаем им дальнейших успехов!!!

Автор – Владимир Мухин.

Автокросс Запорожье 2011

18-19 июня 2011г. в г. Запорожье на автокроссовой трассе «Космическая» состоялся II этап Чемпионата Украины по автокроссу на легковых автомобилях и автомобилях багги. В соревнованиях приняли участие около 50 спортсменов из 14 городов Украины и были гости из Молдавии.

В командном зачете легковых автомобилей первой была команда ДРАСК «Циклон» из Донецка, второй – «Элита-Спорт» из Днепропетровска, третьей команда «Запорожский ОК ОСОУ/АК «Фанкарт».

В классе 7-Н (национальный, автомобили «Таврия») первым был Половинкин Иван из Мариуполя, он опередил своего учителя – Дариенко Александра из Запорожья, чему двухкратный Чемпион Украины (Дариенко) даже не огорчился. На третьем месте – Кобзев Алексей из Харькова.

В классе 7-А (двигатели с рабочим объемом до 1400 куб. см.) места распределились:
I – Денисов Сергей, г. Донецк;
II – Головко Владимир, г. Днепропетровск;
III - Войтенко Олег, г. Харьков;
IV – Кулиш Александр, г. Запорожье;
V – Сичук Валерий, г. Запорожье.

Все на автомобилях ВАЗ-2108.

В классе 8 (двигатели до 1600 куб. см.):
I – Пенин Егор, г. Кишенев, автомобиль WV Polo;
II – Носко Михаил, г. Донецк, автомобиль ВАЗ-2108;
III – Кузьмин Сергей, г. Горловка, автомобиль ВАЗ-2108.

В классе 12 (международный, двигатели до 3500 куб. см. или до 2058 куб. см. для двигателей с наддувом).
I – Чорный Сергей, г. Днепропетровск, автомобиль Subaru Impreza;
II – Красношапка Максим, г. Днепропетровск, автомобиль Subaru Impreza;
III – Кравченко Сергей, г. Артемовск, WV Golf.

В командном зачете автомобилей багги первой была дружная семейная команда «Бондаренко Фэмели Рейсинг» из Донецка, на втором месте наши- Запорожский ОК ОСОУ /АК «Хортица».

В II-й зачетной группе багги (национальная, двигатели до 1500 куб. см.) – первенствовали:
I – Жосан Роман, г. Александрия;
II – Крутенко Александр, г. Запорожье;
III – Поляков Михаил, г. Запорожье.

В III-й группе багги (международная, двигатели до 1600 куб. см.):
I – Бондаренко Ирина, г. Донецк;
II – Бондаренко Артем, г. Донецк;
III – Черняк Владимир, г. Запорожье.

В IV-й группе багги (международная, двигатели до 4000 куб. см. или до 2352 куб. см. для двигателей с наддувом):
I –Бондаренко Артем, г. Донецк;
II – Бондаренко Ирина, г. Донецк;
III – Ткаченко Руслан, г. Запорожье.

Все большую популярность в Украине приобретают багги «юниорского» класса – I-ю, число юных баггистов уже приблизилось к числу взрослых гонщиков на «Формулах для грязи» (почти по 15 багги).

В группе I-ю - младшая победили:
I – Иванченко Максим, г. Донецк;
II – Михасько Владислав, г. Донецк;
III – Кулишов Егор, г. Донецк.

В группе I-ю - старшая победили:
I – Середенко Владислав, г. Снежное;
II – Чуйкин Андрей, г. Желтые Воды;
III – Пантелей Олег, г. Донецк.

Соревнования организовали и провели:
  • Запорожская областная организация Общества содействия Обороне Украины, председатель Павлей И.В.;
  • Местный центр ФАУ «Запорожский автомобильный клуб», президент Шульга А.А.;
  • ООО «Мотор-спорт-тюнинг», директор Авальяни Ю.В.;
  • ЧП «Дариенко А.Г.», директор Дариенко А.Г.;

И, самое главное, мы выносим благодарность всем спонсорам наших совместных Запорожских автогонок.

bwd  Лист 1/5  fwd

Наш адрес

69057, г. Запорожье
пр. Ленина, 158б
тел.: +38 (061) 233-03-48
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.